В 2000-2015 годы, многое затачивалось по NVIDIA. А если не затачивалось, то просто лучше работало. Приведу примеры из личного опыта.Например у меня DX9-игры под Wine работают значительно быстрее на NVIDIA, хотя моя видеокарта ATi выпущена на несколько лет позже. Возможно, помогает ключик glsl=disabled, когда вместо трансляции HLSL в GLSL работает трансляция в ARB. Это работает только с проприетарным драйвером от NVIDIA, и позволяет ускорить игры на 15-20%.
Если интересно, я проведу наглядную демонстрацию, запишу видео.
Игра Natural Selection 2 базируется на движке Source. Когда её только выпустили, она работала только с проприетарным драйвером NVIDIA. Дело в том, что она выполняла вызовы GL_NV_*, которые есть только на NVIDIA. Потом поддержка других видеокарт была добавлена.
Для того времени была не редкостью ситуация, когда в "системных требованиях" игры в Стиме, была указана видеокарта NVIDIA, и больше никакая.
Разработчики из Valve дали такую характеристику драйверу NVIDIA. "Иногда он отходит от точного следования спецификации OpenGL, но не потому, что не смогли что-то реализовать правильно. А потому что авторы реализации OpenGL от NVIDIA считают, что кое-где OpenGL мог быть реализован иначе, и это сделало бы его удобнее. С ними трудно не согласиться. Было бы очень здорово, если бы можно было просто реализовать только поддержку драйвера NVIDIA, и никакого больше".
А вот какую характеристику они давали в 2013 году проприетарному драйверу ATi: "Иногда, когда авторы драйвера исправляют какую-то ошибку, они ломают что-нибудь, что до этого работало нормально, а когда исправляют и эту ошибку, они ломают что-то третье. Выглядит так, как будто драйвер представляет из себя наслоение legacy-кода, который никто не хотел изучать, а только писали поверх него прослойку-абстракцию. И так - несколько раз. В итоге, когда исправляют ошибку где-то глубоко внизу, начинает рушиться что-то наверху.
А бывает и наоборот. Мы получаем ошибку с драйвером ATi, а потом оказывается, что библиотека отработала правильно. Напротив, это мы написали код с ошибкой, увидев, что с драйвером NVIDIA код работает правильно. Оказалось, что авторы драйвера NVIDIA в каком-то месте решили отойти от спецификации, чтобы сделать лучше. А реализация от ATi сделала всё по спецификации".
К слову, NVIDIA отказалась от расхождений со спецификацией в драйвере 364.xx.
Игра Metro: Last Light прекрасно работает на NVIDIA, но имеет проблемы при запуске на других видеокартах. Потому что портирование кода выполнял один человек, на ноутбуке которого была карта NVIDIA GeForce GT 640M. Позже, в Redux-версии, проблемы с совместимостью исчезли.
Игра Unreal Tournament 2004, в последнем патче 3369, получила поддержку теней от персонажей. Работает только на NVIDIA, потому что реализовано через некие раасширения GL_NV_*. В апстриме нужных расширений не было в тот момент.
Игра Doom III для Linux определяет количество видеопамяти только на NVIDIA. Потому что определение происходит при помощи библиотеки libXNVCtrl (NV-CONTROL X Extension). На остальных видеокартах, в логе запуска будет написано, что количество видеопамяти не удалось определить, и поэтому встаёт значение по умолчанию 64 Мб. Но там же и подсказка есть, каким параметром запуска задать количество видеопамяти вручную.
Аппаратное декодирование видео в браузере раньше работало только на NVIDIA (через API VDPAU). Поддержку ATi и Intel добавил разработчик-энтузиаст i-Rinat.