The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Выпуск свободной реализации OpenGL - Mesa 10.6

15.06.2015 11:34

После трёх месяцев разработки представлен релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 10.6, в котором продолжена реализация новых расширений OpenGL, приближающих Mesa к появлению поддержки OpenGL 4. После реализации поддержки OpenGL 4.x в одном из драйверов будет подготовлен выпуск Mesa 11.0. В настоящее время в драйверах i965, Nouveau (nv50, nvc0), RadeonSI, r600, llvmpipe и softpipe обеспечена полная поддержка OpenGL 3.3. Первый выпуск ветки Mesa 10.6 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 10.6.1.

В разработке нового выпуска приняли участие около 100 разработчиков, которые внесли в кодовую базу более 2000 изменений, значительно продвинувшись в области поддержки элементов OpenGL 4.x и OpenGL ES 3.1. Из расширений GL 4.0 и GLSL 4.0 осталось реализовать только GL_ARB_shader_subroutine и GL_ARB_tessellation_shader, из GL 4.1 - GL_ARB_shader_precision, а из GL 4.2 - GL_ARB_shader_image_load_store. Работа над реализацией данных расширений уже началась.

Основные изменения в Mesa 10.6:

  • Во всех драйверах, поддерживающих OpenGL 2+, реализовано OpenGL-расширение GL_ARB_direct_state_access, являющееся ключевым новшеством стандарта OpenGL 4.5;
  • В драйвере freedreno, развиваемом для Qualcomm Snapdragon с GPU Adreno A2xx/A3xx, реализован новый компилятор шейдеров. Обеспечена поддержка расширений GL_ARB_depth_buffer_float, GL_ARB_uniform_buffer_object, GL_ARB_draw_instanced, GL_ARB_instanced_arrays, GL_EXT_draw_buffers2, EGL_KHR_fence_sync, EGL_KHR_wait_sync, EGL_KHR_cl_event2 и GL_ARB_depth_clamp;
  • В драйвере i965 значительно увеличена производительность работы с текстурами на старых GPU "Gen4". Добавлена поддержка расширений GL_ARB_clip_control, GL_ARB_gpu_shader5 (для GPU gen8+), EGL_KHR_fence_sync, EGL_KHR_wait_sync, GL_ARB_pipeline_statistics_query, GL_ARB_viewport_array, GL_AMD_vertex_shader_viewport_index (для GPU gen6);
  • В драйвере r600 реализована возможность использования эффективного бэкенда SB для обработки геометрических шейдеров на старых GPU. Добавлена поддержка расширений GL_ARB_draw_indirect, GL_ARB_multi_draw_indirect, GL_AMD_pinned_memory;
  • Для драйверов nv50, nvc0, r600, radeonsi и softpipe добавлена поддержка расширений GL_ARB_pipeline_statistics_query, GL_ARB_texture_stencil8, EGL_KHR_fence_sync, EGL_KHR_wait_sync и EGL_KHR_cl_event2;
  • В драйвер nvc0 добавлена поддержка расширений GL_AMD_performance_monitor, GL_ARB_gpu_shader_fp64 и GL_ARB_vertex_attrib_64bit;
  • В драйвер radeonsi добавлена поддержка расширений GL_AMD_pinned_memory
  • Во все драйверы добавлена поддержка расширений GL_ARB_program_interface_query и GL_OES_EGL_sync;
  • В драйвер softpipe добавлена поддержка расширений GL_ARB_pipeline_statistics_query, GL_ARB_texture_stencil8, GL_ARB_gpu_shader_fp64, GL_ARB_texture_view, GL_ARB_vertex_attrib_64bit;
  • В драйвер llvmpipe добавлена поддержка расширения GL_ARB_texture_view;
  • В драйвер для платформы wayland добавлена поддержка технологии Render Nodes, возможность использования программной растеризации и интерфейса DRI_PRIME;
  • Удалён классический программный растеризатор для Windows. Из SCons-сборок для Windows удалён загрузчик EGL и классический интерфейс osmesa;
  • Удалены драйверы galahad, identity, egl_gallium и gbm_gallium;
  • Прекращена поддержка OpenVG.


  1. Главная ссылка к новости (http://lists.freedesktop.org/a...)
  2. OpenNews: Выпуск свободной реализации OpenGL - Mesa 10.5
  3. OpenNews: Патчи для ускорения MESA в ситуациях, когда производительность ограничена CPU
  4. OpenNews: Выпуск Mesa 10.4 с поддержкой трекера состояний для Direct3D 9
  5. OpenNews: Выпуск Mesa 10.3 с поддержкой новых расширений OpenGL 4
  6. OpenNews: Компания Valve оплатила реализацию для Mesa механизма, существенно ускоряющего некоторые игры
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/42426-mesa
Ключевые слова: mesa
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (47) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Бананим (?), 11:54, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    Жаль что до релиза не успели дозапилить 4.0, радует что в следующем релизе они похоже скакнут сразу к 4.2.
     
     
  • 2.16, Аноним (-), 14:22, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Кто они? Сама mesa (конкретно state tracker, если правильно понимаю) может и скакнет. Из драйверов, судя по всему, имеют шансы скакнуть только intel.
     
     
  • 3.20, Аноним (-), 14:51, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > Кто они? Сама mesa (конкретно state tracker, если правильно понимаю) может и
    > скакнет. Из драйверов, судя по всему, имеют шансы скакнуть только intel.

    На самом деле, формально по фичам один из самых полных - nouveau. Правда, скоростью работы не вышел. А так интел и радеоны реализовали почти все GL4 кроме пары наиболее сложных вещей.

     
     
  • 4.29, Аноним (-), 17:36, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Ух ты, действительно, GL3.txt [1] сильно изменился с тех пор, как я видел его в последний раз.

    [1] http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/GL3.txt

     
     
  • 5.31, Аноним (-), 18:03, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    http://mesamatrix.net/
     
  • 4.42, Аноним (-), 23:02, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > На самом деле, формально по фичам один из самых полных - nouveau.

    Если фичи реализованы софтверно, то, по сути, можно сказать что не работает. У ati тоже сначала многие были софтверно, потом начали переводить на аппаратную поддержку, и вот по скорости работы уже догоняет катаглист.

     
     
  • 5.53, Аноним (-), 02:26, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да никто там ничего софтверно не реализует обычно Нуво просто не умеет реклокин... большой текст свёрнут, показать
     

  • 1.2, Аноним (-), 12:18, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Жду mesa 11.0
     
  • 1.3, Zenitur (ok), 12:29, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    У меня последние версии сегфолтятся :-(
     
     
  • 2.21, Аноним (-), 14:53, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > У меня последние версии сегфолтятся :-(

    А шнурки ты не погладил? Тьфу, то-есть баг то ты не написал? А то у меня например работает замечательно.

     
     
  • 3.35, irinat (ok), 20:53, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +11 +/
    На выходных решил выяснить, из-за чего же у меня тестовая программа (рендерит простую картинку в Pixmap, а потом XCopyArea'ит её в видимое окно) начала падать с определённых версий Mesa.

    git bisect определил виновный коммит: 3da735cc4c478b0ab2ecc2164899cf9d77dc671a. В патче с виду ничего страшного нет, но с ним падает, а без него — нет. Оказалось, если добавить только строчку #include "compiler.h", то падает. Убираешь — не падает. Копируешь compiler.h в compiler-tmp.h, строчку заменяешь на #include "compiler-tmp.h" — падает. Заменяешь include guards  в этом compiler-tmp.h — не падает.

    Вся суть оказалась в assert(). Из-за разного порядка включения заголовков в одних файлах макрос NDEBUG определён, а в других нет. Тайна плавающих багов раскрыта!

     
     
  • 4.54, Аноним (-), 02:30, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вся суть оказалась в assert(). Из-за разного порядка включения заголовков в одних
    > файлах макрос NDEBUG определён, а в других нет. Тайна плавающих багов раскрыта!

    Вот это я понмиаю - правильный подход к делу! Ну что, Зенитар, ты понял как с багами на самом деле надо? :)

     
     
  • 5.62, irinat (ok), 13:57, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Совсем правильный подход — починить баг. Меня хватило только на выяснение того, что Mesa тут не причём. Она посылает запрос в X сервер, а тот возвращает нули. В этот момент мне стало особенно грустно, так как цепляться отладчиком к X серверу, под которым я работаю, как-то уже совсем неудобно.
     

  • 1.4, Аноним (-), 12:30, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Интересно, содатели Mesa уже как-то прокомментировали Vulkan?
     
     
  • 2.9, CrazyAlex25 (ok), 13:04, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Интересно они уже начали пилить этот вулкан? Или как обычно, сначала он выйдет, а потом только приступят к написанию? Есть где посмотреть планы по нему или уже статус работы?
     
     
  • 3.19, Аноним (-), 14:40, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Они будут ждать пока выйдет + пока начнется шумиха, и только после этого начнут пилить. Т.ч. ждать нам как минимум разработчиков стандарта, потом разработчиков железа, потом разработчиков игр и потом разработчиков игр. Все они параллельно работать не могут, и даже более того выдерживают паузы между друг другом.
     
     
  • 4.36, CrazyAlex25 (ok), 21:06, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я почему-то всегда думал что сначала железячники начинают, потом пишется более-менее софт (кому нужна железка без дров?) а потом когда в железе есть хоть что-то то и стандартиризация происходит.
     
  • 2.22, Аноним (-), 14:54, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    > Интересно, содатели Mesa уже как-то прокомментировали Vulkan?

    На него спеков еще нет - его при всем желании сложно начать реализовывать: потом придется половину переделывать :)

     
     
  • 3.44, maximnik0 (?), 01:13, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > На него спеков еще нет - его при всем желании сложно начать
    > реализовывать: потом придется половину переделывать :)

    Как это нет ?Основа есть и  врядли будут что то переделывать кроме переименование функций .Основные участники согласились что Matle подходит ,требуется только косметические правки .

     
     
  • 4.55, Аноним (-), 02:35, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    И тем не менее, факт остается фактом пока на Vulkan нет спеков А бег впереди п... большой текст свёрнут, показать
     
  • 3.45, maximnik0 (?), 01:13, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > На него спеков еще нет - его при всем желании сложно начать
    > реализовывать: потом придется половину переделывать :)

    Как это нет ?Основа есть и  врядли будут что то переделывать кроме переименование функций .Основные участники согласились что Matle подходит ,требуется только косметические правки .

     
  • 2.32, Анонимус сапиенс (?), 18:58, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Выпуском драйвера для интела, а что?
     

  • 1.5, Аноним (-), 12:50, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –1 +/
    Гм, автор, список расширений - это конечно хорошо, но для всех кроме 3х гиков "в теме" - китайская грамота. Главные 2 вопроса - "в каких дистрах оно уже есть" и "что можно делать/что теперь заработает" с этими расширениями. ИМХО.
     
     
  • 2.23, Аноним (-), 14:59, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > 3х гиков "в теме" - китайская грамота.

    Ну если на то пошло, 95% населения - идио^W пользуются виндой.

    > "в каких дистрах оно уже есть"

    В убунтах - за счет oibaf PPA :). Там впрочем 10.7-dev. А так - оно вышло СЕГОДНЯ. Не зело ли прытко хотеть дистр где "уже есть"? :)

    > и "что можно делать/что теперь заработает" с этими расширениями. ИМХО.

    Очень масштабный вопрос. Процесс разработки софта - это не так что бац и сразу что-то как-то, все РЕЗКО работает и вообще, из полного трэша - полный ЗБС. Так не бывает. Это постепенный процесс, по мере реализации начнет работать все больше и больше самого разного софта. По факту с 10.6 работают уже довольно многие "тяжелые" движки, типа игр из стима. Ну да, пока не все - GL 4.x еще не полный.

     

  • 1.6, YetAnotherOnanym (ok), 12:54, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > В драйвере r600 реализована возможность использования эффективного бэкенда SB для обработки геометрических шейдеров на старых GPU

    а как же раскрутка хомячков на покупку новых видеоадаптеров?

     
     
  • 2.7, Andrey Mitrofanov (?), 12:57, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >> В драйвере r600 реализована возможность использования эффективного
    > а как же раскрутка хомячков на покупку новых видеоадаптеров?

    r600 пилят те, что не раскрутились. И раскрутчики не могли этому помешать. Идилия.

     
     
  • 3.10, Andrey Mitrofanov (?), 13:27, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >>> В драйвере r600 реализована возможность использования эффективного
    >> а как же раскрутка хомячков на покупку новых видеоадаптеров?
    > r600 пилят те, что не раскрутились. И раскрутчики не могли этому помешать. Идилия.

    Your daily dose of confusion:

    ""The AMD GPU LLVM back-end was originally called "R600" and that's how it's been in the LLVM tree, even though it supports modern-day AMD GCN GPUs too. This back-end is shared by hardware not only used by the R600 Gallium3D driver but also the RadeonSI Gallium3D driver -- basically, all of the relevant GPUs are supported by this compiler back-end. However, in calling it R600 could lead to some confusion [...] --http://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=AMD-R600-AMDGPU-LLVM

    Понятно, что переименовано оно не в релизе.

     

  • 1.13, Аноним (-), 13:56, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    >Из расширений GL 4.0 и GLSL 4.0 осталось реализовать только GL_ARB_shader_subroutine и GL_ARB_tessellation_shader, из GL 4.1 - GL_ARB_shader_precision, а из GL 4.2 - GL_ARB_shader_image_load_store. Работа над реализацией данных расширений уже началась.

    О том что работа началась пишут уже не первый год в каждой новости про выходы новых версий mesa. Чем-то ситуация напоминает новости о том что переход Lubuntu на LXQt с LXDE опять отложен с связи с неготовностью LXQt.

     
     
  • 2.17, Аноним (-), 14:23, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Да, только маленькое уточнение - там же меняются и версии GL и GLSL в сторону увеличения
     
  • 2.18, Аноним (-), 14:25, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –5 +/
    Как оказалось, на свете не так уж много людей, способных запилить реализацию OpenGL, и большинство из них уже работает в nVidia.
     
     
  • 3.25, Аноним (-), 15:01, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    > и большинство из них уже работает в nVidia.

    ЧСХ, стандартам оно не очень соответствует, просто как-то так вышло что игроделы отлаживаются в основном на нвидиях. Такой микрософтик мира GPU.

     

  • 1.27, Beta Version (ok), 16:32, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    >Для драйверов nv50, nvc0, r600 и radeonsi и softpipe добавлена поддержка расширений GL_ARB_pipeline_statistics_query, GL_ARB_texture_stencil8, EGL_KHR_fence_sync, EGL_KHR_wait_sync и EGL_KHR_cl_event2;
    >В драйвер radeonsi добавлена поддержка расширений GL_AMD_pinned_memory

    Что нибудь из этого отвечает за повышение производительности?

     
     
  • 2.33, amonimous (?), 20:04, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    вы путаете мелкое с мягким
     
  • 2.38, COBA (?), 21:21, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не знаю как там в 10.6, но вот когда на ubunte появилась 10.7 - резко выросла играбельность в танках. На встроенном интеле 4400 держит 25 fps и не проседает в отличие от предыдущей версии, в которой при скроллинге прицела начиналось слайд-шоу. В общем на 10.7 уже можно играть не парясь.
     

  • 1.37, Аноним (-), 21:08, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –1 +/
    FPS то увеличится? Вулкан ОреnGL уже в гроб уложил, зафига пилить новые расширения если фокус всех уже направлен на вулкан? Их никто использовать не будет, надо дотачивать скорость работы и фиксить баги. А всё новое - забота вулкана.
     
     
  • 2.43, Crazy Alex (ok), 23:37, 15/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вулкана ещё нет. И когда будет спека - неизвестно. Когда по ней будет железо - неизвестно тем более. когда будут движки, а на них приложения... В общем, ещё год можно вообще не дёргаться, а дальше начинать поглядывать, что к чему.
     
     
  • 3.49, maximnik0 (?), 12:05, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Вулкана ещё нет. И когда будет спека - неизвестно. Когда по ней
    > будет железо - неизвестно тем более. когда будут движки, а на
    > них приложения... В общем, ещё год можно вообще не дёргаться, а
    > дальше начинать поглядывать, что к чему.

    Вулкан основан на Mantle ,спеки практически не менялись кроме переименования и переделки пару функций ,по крайне мере заявлено что  90% игр c поддержкой Mantle заработают на Вулкане .Уже продают видеокарточки  с заявленной поддержкой Вулкана .Например AMD Radeon R9 M375 .


     
     
  • 4.57, Аноним (-), 02:49, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это все круто Но спеков нет И программ которые пользуются отсутствующими спека... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 5.59, maximnik0 (?), 04:55, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Заявлять поддержку того на что еще спеки не вышли это круто -
    > "мамой клянус, поддерживает". Маркетологи такие маркетологи :). Хотя спору нет -
    > mantle как основа нового стандарта это очень сильный ход от амд,
    > дающий им совершенно заслуженную технологическую фору, когда их новомодное апи станет
    > базой нового стандарта.

    Это уже было для модемов - зуксель клялся что когда выйдут спеки - с новой прошивкой будет потдерживать v.90 .Как не странно спустя полгода с утверждением стандарта обещание выполнил ,правда только с 2 версией прошивки  .....

     
  • 3.63, Shtirliz72 (ok), 15:35, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Поддержка Vulkan заявлена у новых карточек 300х серии от AMD.
     
  • 2.64, DFX (ok), 00:25, 18/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Рекламу поменьше смотрите, может что-то от мозга ещё сохранится >_<
     

  • 1.39, Аноним (-), 21:44, 15/06/2015 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Fallout 4 пойдёть на ентой мезе?
     
     
  • 2.47, ааааа (?), 10:34, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Только если у тебя комп не хуже Пентиума второго!
     
  • 2.50, Аноним (-), 21:05, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Невидия поджимает гайки свободному драйверу.
     
     
  • 3.52, Аноним (-), 21:11, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Невидия поджимает гайки свободному драйверу.

    Как она их поджимает? Отключает моск свободных разработчиков? Защищает свою интеллектуальную собственность?

     
     
  • 4.60, maximnik0 (?), 04:58, 17/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> Невидия поджимает гайки свободному драйверу.
    > Как она их поджимает? Отключает моск свободных разработчиков? Защищает свою интеллектуальную
    > собственность?

    В новых картах теперь проверяется цифровая подпись микрокода - соответственно со свободными прошивками не работает .Не предоставляет спеки разработчикам ,а реверсировать дело не такое простое .


     
  • 2.51, Аноним (-), 21:08, 16/06/2015 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    У мну первый, но MMX! Буду играть с настройками графики.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру