Знаете, Александр, задел меня ваш комментарий и комментарии выше (они больше задели, а ваш был полезнее, и его я запомнил лучше). Обидно стало, ответ вцепился в мозг, я периодически вспоминал его, и спустя почти полгода могу сказать, что, конечно же, вы были правы. Мне стыдно не знать чего-то столь банального, даже если я это где-то когда-то слышал, но под неумением и невежеством кроется личная история из рубрики "ЖЖ".Сейчас мне приходится осваивать самые базовые основы основ, которые с самого раннего детства всем вокруг, кроме меня, казались очевидными и не требующими объяснений – или, по крайней мере, такое впечатление у меня тогда складывалось.
Мать, художница и педагог по профессии, видимо, ожидала, что базовым навыкам, которые я сейчас легко нахожу в книгах и в интернете в крайне лёгкой для понимания форме, обучать не надо, ибо они, видимо, должны передаться детям с её молоком. На всякий случай – я сужу не только по себе, а и по братьям-сёстрам с аналогичной историей. Вместо этого мы получали требование хорошего результата быстро и с первой попытки и громкое гневное недовольство с болезненными словестными унижениями при предсказуемых неудачах. Я всегда был в ситуации как на шуточной картинке "как нарисовать сову", только мне было совсем не смешно. Объяснения того, как исправить, если напортачил, если и давались, то не сильно помогали из-за неясности инструкций.
Попытки чему-то "научить" вскоре закончились, но им на замену пришла весьма недоброжелательная учительница ИЗО, тоже не горящая желанием возиться с объяснениями "для тупых", которая вскоре меня сильно невзлюбила из-за "бездарности и лени", т.к. мне было скучно на её занятиях, и адок криков и унижений перенёсся уже туда, растягнувшись на долгие школьные годы. Выдать ей что-нибудь удовлетворительное получалось только когда надо было изготовлять что-то руками – это тоже получалось не сразу и не всегда, но получалось. Братьям-сёстрам повезло чуть больше, и в школе они немного научились рисовать.
Результат этого всего – моя выученная беспомощность на десятилтия и подсознательное отторгание всего, что связано с изобразительным искусством, и отторгание возможностей как-либо эту ситуацию изменить. Лишь относительно недавно я всё это осмыслил и, среди прочего, осознал, что ошибался, думая всю жизнь "я не умею и не хочу учиться рисовать, ибо никогда не смогу научиться", а вместо этого стоит думать "я не умею рисовать, потому что не понимаю как это делать, но это исправимо если учиться и практиковаться".
А, ну и боязнь ошибок, конечно же, что вы видели в моём стыдном комментарии выше. Ваш комментарий помог лучше понять, откуда растут ноги у ещё одного источника перфекционизма, лучше понять, как он мне вредит, и обрести неплохой тренажёр для борьбы с ним. Спасибо вам.