The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

по звуковым картам Sound Blaster AWE


<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>
 Subj : по звуковым картам Sound Blaster AWE
         Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы)
                 по звуковым картам Sound Blaster AWE

Создан: 22.11.97

Последняя модификация: 23.09.98

Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
       2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru

Copyright (C) 1996-99, Eugene V. Muzychenko

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз-
ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер-
ческое использование допускается только с письменного разрешения авто-
ра.

При  наличии  изменений с момента последней публикации они  отмечаются
знаком ">-".

----------------------------------------------------------------------

 - Какие звуковые карты называются Sound Blaster?

Так называются только  карты  производства Creative - фирмы, состоящей
из основной - Creative Labs,  и  научно-исследовательской  -  Creative
Technology. Sound Blaster - одна из торговых марок  Creative. Для всех
остальных карт  используется  обозначение "Sound Blaster Compatible" -
"Совместимая с SB". Везде, где речь идет о Sound Blaster,  должна под-
разумеваться только продукция Creative, иначе используется обозначение
Sound Card.

----------------------------------------------------------------------

 - Что обозначает аббревиатура AWE?

Advanced Wave Effects (передовые волновые эффекты) - технологию синте-
за звука, используемую в таблично-волновом синтезаторе EMU8000. Аббре-
виатурой AWE принято обозначать  группу  карт, в состав которых входит
EMU8000 - в виде отдельной микросхемы или интегрированный в общую мик-
росхему, однако AWE32 или  AWE64  - часть обозначения конкретной серии
карт, имеющих общее название "Sound  Blaster  AWE32",  "Sound  Blaster
AWE64". Например, карта SB  32  PnP версии 3670, содержащая интегриро-
ванный с системой управления EMU8000, на  микросхеме которого написано
"AWE", не является картой AWE32 или AWE64, а имеет собственное обозна-
чение - "Sound Blaster 32 PnP".

В группу AWE входит три серии карт: SB AWE32, SB 32 и SB AWE64.

Цифры в названиях AWE32 и SB 32 происходят от количества  голосов син-
тезатора EMU8000; цифра в названии  AWE64  происходит  от добавления к
ним еще 32 голосов программного синтезатора WaveSynth/WaveGuide, кото-
рый представляет собой эмулятор, работающий через  цифровой тракт кар-
ты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему 32. Все карты группы  AWE -
16-разрядные, с интерфейсом ISA.

----------------------------------------------------------------------

 - Какие существуют основные разновидности AWE-карт?

SB AWE32 - первая модель карты этого типа. Содержит синтезатор EMU8000
(микросхема CT1971), ОЗУ на 512 кб, разъемы для установки SIMM, разъем
для  дочерней  платы  и  сигнальный  процессор   CSP  (Creative  Sound
Processor), называемый также ASP (микросхема CT1748), облегчающий сжа-
тие звука и распознавание речи. Роль центрального процессора карты ис-
полняет микроконтроллер CT1741.

SB AWE32 Value  - упрощенный и  удешевленный вариант AWE32.  Не  имеет
CSP, разъемов для SIMM и дочерней платы.

SB 32 - модель,  выпущенная вместо Value. Не имеет CSP, ОЗУ  и разъема
для дочерней  платы, однако имеет  разъемы для SIMM. Поздние модели SB
32 (с 1997 г.) выпускались на основе набора микросхем AWE64.

SB AWE64  Value (вначале - просто  AWE64) - переработанный  вариант SB
32. Центральный процессор и синтезатор EMU8000 объединены в одной мик-
росхеме CT8903 или CT8920. Содержит ОЗУ на 512  кб, расширяемое специ-
альными модулями памяти. Разъема для  дочерней  платы  также не имеет.
Все модели, кроме CT4380, не имеют IDE-интерфейса.

SB AWE64 Gold - улучшенный вариант AWE64. Содержит ОЗУ на 4 Мб, качес-
твенные 18-разрядный ЦАП, 20-разрядный выход S/PDIF и усилитель (толь-
ко линейный  выход). Не имеет  разъема для дочерней платы и IDE-интер-
фейса.


Каждая карта Creative Labs выпускаются в  нескольких модификациях, от-
раженных в коде модели (CTxxxx), нанесенном краской на саму плату:

CT2760 - AWE32, интерфейс MultiCD, микросхемы 1741/1745.

CT3900 -  AWE32,  интерфейсы  IDE  и  Panasonic, микросхемы 1741/1745.
Субъективно - лучшая модель в серии AWE32.

CT3910 - AWE32 Value, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.

CT3990 - AWE32 PnP, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.

CT3930 - SB 32, первый вариант (не PnP), на микросхеме Vibra16 (2501).
Партии выпуска весны-лета  1995 могут иметь дефект - громкие раскатис-
тые щелчки в канале EMU8000.

CT3600 -  SB 32 PnP,  на микросхеме 2502. Субъективно считается лучшей
по звучанию в серии SB 32.

CT3620 - SB 32 PnP, на классическом наборе микросхем 1741/1745.

CT3670  -  SB  32  PnP,  разработанный  на  основе  AWE64  (микросхемы
8903/1745T).

CT4380,  CT4381  -   AWE64   до  переименования  в  Value  (микросхемы
8903/1745T).

CT4390 - AWE64 Gold, первый вариант (микросхема 8903).

CT4500, CT4501 - AWE64 Value, первый вариант (микросхемы 8903/1745T).

CT4520 - AWE64 Value, второй вариант (микросхема 8920).


Во всех  версиях карт  установлено одно и то же  ПЗУ с базовым набором
самплов (General MIDI) объемом 1 Мб.

----------------------------------------------------------------------

 - Каковы структура и возможности синтезатора EMU8000?

Микросхема EMU8000  (CT1971) разработана фирмой E-mu Systems, впослед-
ствии вошедшей в состав Creative, и применяется также в популярной мо-
дульной рабочей станции E-mu Emulator 4x.

EMU8000 представляет  собой  специализированный DSP, имеющий 32 вирту-
альных  звуковых  канала (голоса). Каждый канал состоит из  генератора
звука, выбирающего отсчеты самплов из  ПЗУ  или  ОЗУ, двух 6-стадийных
генераторов огибающей  (delay, attack, hold, decay, sustain, release),
двух генераторов низкой частоты (LFO), управляемого резонансного филь-
тра и блока эффектов reverb/chorus. Для модуляции сигнала по амплитуде
могут использоваться LFO1 и Env2, по частоте - Env1 и оба LFO, для уп-
равления частотой  среза фильтра - Env1  и LFO1. Тип  эффекта (reverb,
chorus, delay) устанавливается  общим для всех, глубина каждого из эф-
фектов устанавливается отдельно для каждого голоса.

В EMU8000  используется  адресное пространство 16-разрядных слов общим
объемом 32 Мб; первые 4 Мб зарезервированы для ПЗУ, поэтому  ОЗУ может
иметь объем  не более 28  Мб. В памяти хранятся монофонические 16-раз-
рядные самплы в формате Intel (младшие байты имеют меньший адрес).

Для каждого  сампла задан основной тон - высота,  на которой он звучит
при дискретизации  с частотой 44.1 кГц. Если сампл  записан на этой же
частоте - его основной тон совпадает с естественной высотой, в против-
ном случае основной тон задается ниже  или  выше  собственной  высоты,
позволяя использовать самплы с большей или  меньшей частотой дискрети-
зации.

Генератор  звука  последовательно считывает отсчеты сампла из ПЗУ  или
ОЗУ с фиксированной скоростью 44100 отсчета в секунду. Для воспроизве-
дения самплов на высоте, отличной  от  основного  тона, изменяется шаг
выборки с  применением 4-точечной интерполяции для вычисления промежу-
точных значений отсчетов.

Шестистадийные  генераторы  Env  работают следующим образом  (параметр
Sustain имеет размерность уровня, остальные - времени):

- после старта ноты на протяжении стадии Delay значение равно нулю;
- в стадии Attack значение возрастает до максимума;
- в стадии Hold значение не изменяется;
- в стадии Decay значение спадает до уровня Sustain;
- до момента отпускания ноты значение сохраняет уровень Sustain;
- с момента отпускания - в стадии Release - значение спадает до нуля.

Генераторы LFO  выдают  синусоидальный выходной сигнал. Работа каждого
генератора начинается с  момента старта ноты, с возможной задержкой от
момента старта.

Все виды модуляции могут  быть  реализованы одновременно - Env1/Env2 и
LFO1/LFO2 работают независимо друг от друга, и для каждого из  них мо-
гут быть заданы  независимые коэффициенты воздействия на частоту и ам-
плитуду сигнала, а также на частоту среза фильтра.

Физически 32 канала, как и в других микросхемах этого типа, реализова-
ны попросту в виде наборов данных, описывающих состояния генераторов и
фильтров, которые  последовательно  обрабатываются DSP. За один период
вывода звука  (1/44100  с)  процессор последовательно обрабатывает все
каналы с помощью  необходимых  математических операций и формирует для
каждого голоса очередное цифровое значение амплитуды.

Полученные в каждом такте выходные отсчеты всех 32 каналов суммируются
и подаются на  выходной ЦАП. Для снижения вероятности переполнения вы-
ходного сумматора самплы в ОЗУ/ПЗУ перед загрузкой должны быть обрабо-
таны эквалайзером с ослаблением частот  3..4  кГц;  в стандартном ком-
плекте программного обеспечения под Windows эти  функции выполняет AWE
Manager (aweman.dll). Цифровой эквалайзер  EMU8000  выполняет обратное
преобразование.

----------------------------------------------------------------------

 - Какие модули памяти устанавливаются в карты AWE?

В AWE32 и SB 32 устанавливаются  пары  одинаковых  30-контактных  SIMM
объемом 256 кб, 1, 4 или 16 Мб каждый, со временем выборки не более 70
нс (модели выпуска до 1995 года допускают 80 нс). Некоторые модели не-
явно поддерживают SIMM объемом по 512  кб и 2 Мб. В AWE64 устанавлива-
ются специальные модули памяти Creative.

При установке памяти в AWE32 необходимо переставить перемычку DRAM_EN,
которая находится  возле  разъемов  SIMM  -  эта перемычка переключает
встроенную микросхему объемом  512 кб и дополнительные SIMM; вместе их
использовать невозможно.  В  AWE64  Gold объем устанавливаемых модулей
добавляется к внутреннему 4-мегабайтному ОЗУ.

Поскольку объем  ОЗУ EMU8000 не может превышать 28  Мб - при установке
32 Мб последние четыре из них не используются.  Модули меньшего объема
используются полностью.

Владимиром Барчуковым  из Москвы разработаны переходники для установки
вместо 30-контактных SIMM и специальных модулей более распространенных
72-контактных SIMM (FPM/EDO) объемом до 32 Мб:

2:5020/47.202@FidoNet
micron@orc.ru
www.orc.ru/~micron

Игорем Ивановым из Твери разработана альтернативная схема переходника,
найти           которую           можно           по           адресу:
ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/awe/docs/awe_sch.zip. Там же  в  файле
awe_pcb.zip  находится  разводка печатной  платы,  разработанная  Alex
Kokaiko (Ужгород).

----------------------------------------------------------------------

 - Для чего нужен выход S/PDIF?

Это выход звука в цифровом виде  с эквалайзера EMU8000 (в AWE64 Gold -
также с общего цифрового канала) - в 20-разрядном (для AWE64 Gold) или
18-разрядном (для остальных  моделей) формате на частоте 44.1 кГц, ко-
торый  можно  подать на  вход  внешнего ЦАП  или  усилителя со  входом
S/PDIF,  получив  более качественный звук с WT-синтезатора. На  картах
AWE32 с этого выхода снимается также сигнал FM-синтезатора.

Сигнал S/PDIF  есть только на  микросхеме CT1971; с микросхем CT8903 и
CT8920 цифровой сигнал снимается во внутреннем формате, а в AWE64 Gold
для  формирования  S/PDIF-выхода имеется  специальный преобразователь.
Таким образом, на картах AWE64  Value  и поздних SB 32, не  содержащих
микросхемы CT1971, сигнал S/PDIF недоступен. В последних моделях SB 32
на CT1971 разъем S/PDIF не впаян, однако есть разводка для него.

В большинстве моделей AWE выход сделан в виде двухконтактного внутрен-
него разъема (сигнальный + общий) с амплитудой ТТЛ (5 В). В AWE64 Gold
амплитуда сигнала приведена к стандарту (0.5 В) и  в комплект включена
дополнительная планка с разъемом типа RCA.

При наличии ТТЛ-выхода его можно нагрузить на инфракрасный или красный
светодиод (например, АЛ307БМ, АЛ336) через токоограничительный  резис-
тор порядка 300 Ом, получив  таким  образом  излучатель, вставляемый в
оптический цифровой вход бытовой или студийной аппаратуры.

----------------------------------------------------------------------

 - Что такое SoundFont?

Архитектура и формат банков загружаемых инструментов для EMU8000. Раз-
личаются две разновидности:

SoundFont 1: Три уровня - Sample, Layer и Instrument. Sample - сампл с
собственной частотой  дискретизации, основным тоном и точками зацикли-
вания; Layer (слой) - сампл, воспроизводимый в заданном диапазоне нот,
с  собственными  установками   модуляторов  (Env/LFO,  высота/амплиту-
да/фильтр) Instrument -  совокупность  слоев, которые могут как стыко-
ваться по высоте нот, так и перекрываться для одной ноты.  При запуске
звучания ноты запускаются все слои, относящиеся к данной ноте - каждый
на своем голосе, с собственными параметрами звучания и модуляции. Уро-
вень Instrument непосредственно "виден"  по  MIDI в виде номеров прог-
рамм, или патчей. Тип файла - SBK.

SoundFont 2: Уровень Sample остался без  изменения,  уровням  Layer  и
Instrument соответствуют Instrument  и  Preset, для которых введен до-
полнительный уровень Zone - совокупность самплов  (для Instrument) или
инструментов (для Preset)  в пределах диапазона нот или скоростей уда-
ра, с индивидуальными характеристиками звучания и модуляции для каждо-
го сампла. Соответственно,  Instrument состоит из набора зон с сампла-
ми, а Preset -  из набора зон с инструментами; плюс каждый  из наборов
зон может содержать глобальную зону, определяющую параметры по умолча-
нию для остальных зон. При задании параметров для уровня, уже имеющего
подобный параметр, возможна как замена параметра нижнего уровня, так и
его относительное изменение. Тип файла - SF2.

В SoundFont используются монофонические 16-разрядные самплы с частотой
дискретизации 44.1  кГц. Однако с целью  экономии памяти в  банк могут
включаться самплы  с  более  низкими частотами дискретизации, принуди-
тельно описанные как 44.1,  с  последующим заданием более высокого ос-
новного тона.

Каждый файл SoundFont может содержать  определения  одного  или  более
банков инструментов, использующих как собственные самплы, так и ссылки
на стандартные самплы из ПЗУ.

Для создания и редактирования банков SoundFont служит программа Vienna
SoundFont Studio: версии 1.x - для  SoundFont 1 и 2.x - для обеих вер-
сий SoundFont, а также программа EsBeeKay - для SoundFont 1.

----------------------------------------------------------------------

 - Как загружаются банки SoundFont?

Загрузка банков SounFont выполняется  при  помощи AWE Control Panel из
стандартного комплекта  программ,  либо  программ  AWE  Piano,  AWEPC,
EsBeeKay  и  других, работающих с интерфейсом AWE  Manager.  В  память
EMU8000 загружаются только  сами самплы - все остальные параметры заг-
ружаются  в  системную память драйвера. В случае использования  только
самплов из ПЗУ банк не занимает места в памяти EMU8000, и может загру-
жаться даже в карты без ОЗУ (SB 32).

Драйвер AWE32 различает два вида банков: основной, или банк синтезато-
ра (Synthesizer  Bank)  и  дополнительные,  или пользовательские банки
(User Banks). Это отвечает  системе  банков, принятой в MIDI: основной
банк имеет номер 0 и всегда  должен быть загружен - он используется по
умолчанию, когда банк явно не указан; дополнительные банки имеют номе-
ра 1..127 и могут загружаться в любой момент,  до фактического исполь-
зования. Для  каждого загружаемого дополнительного банка нужно указать
номер, под которым он будет использоваться, и SBK/SF2-файл. При после-
дующих запусках Windows эти банки будут загружаться автоматически, по-
ка не будут очищены.

Чтобы подключить новый банк в качестве основного, нужно установить его
в закладке "Synth"  AWE  Control Panel,  желательно  - в режиме  "User
Synth".

---------------------------------------------------------------------

 - Как использовать банки SoundFont в MIDI-файлах?

Разместить  в  файле  MIDI-команды  смены банка и  тембра  (Bank/Patch
Change). Драйвер AWE использует для  смены  банка  только контроллер 0
(опция Controller 0 only в Cakewalk).

Перед проигрыванием  MIDI-файла  нужно загрузить используемые им банки
любым доступным  способом, соблюдая соответствие номеров загружаемых и
используемых в файле банков.

Cakewalk с версии 6.01 поддерживает закрепление за WRK-файлами для AWE
банков SoundFont,  которые  автоматически  загружаются  в нужные банки
синтезатора при открытии WRK-файла (меню File -> SoundFonts).

----------------------------------------------------------------------

 - Как преобразовать банки других синтезаторов в SoundFont?

Это можно  сделать с помощью  программ Convert, AWave, EsBeeKay и нес-
кольких менее известных, однако после преобразования может понадобить-
ся ручное редактирование банка, поскольку из-за  различий в архитекту-
рах синтезаторов точное преобразование в общем случае невозможно.

----------------------------------------------------------------------

 - Возможно ли в AWE кэширование инструментов, как в GUS?

Стандартный драйвер  этого не поддерживает. Существуют программы, поз-
воляющие выборочно загружать инструменты из банков:  AWEVBank - общего
назначения, реализующая идею "виртуального банка", содержащего  только
ссылки на инструменты  в реальных банках, и AWEPC, самостоятельно про-
игрывающая MIDI-файл,  предварительно загрузив в память нужные инстру-
менты. Сделать  полную  поддержку  кэширования можно только доработкой
драйвера или созданием драйвера более высокого уровня.

----------------------------------------------------------------------

 - Как работает MIDI-синтезатор AWE?

В AWE используется программная интерпретация MIDI-сообщений. Сообщения
получает  драйвер,  расшифровывает их и управляет работой EMU8000  для
достижения нужного эффекта. Например, при получении  сообщения Note On
драйвер запускает по одному генератору  EMU8000  на  каждый слой ноты,
при Note Off - отключает все генераторы этой ноты, по  сообщению Pitch
Bend - перестраивает частоту генераторов, и т.п. Программная интерпре-
тация MIDI позволяет сделать MIDI-синтезатор достаточно гибким, однако
затрудняет реализацию некоторых видов управления в реальном времени.

----------------------------------------------------------------------

 - Как переадресовать вывод в MPU-401 на синтезатор EMU8000?

При работе под  DOS для этого  служит перемычка MFBEN  (MIDI  FeedBack
ENable - разрешение перехвата MIDI-сообщений). Кроме  этого, нужно ре-
зидентно (с  ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который
будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые
в норме направляются на  внешний  MIDI-интерфейс и разъем для дочерней
платы), и отрабатывать их  на  синтезаторе EMU8000; при этом сообщения
уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату.

Под Windows 95  перехватом  сообщений из DOS-сеансов занимается вирту-
альный драйвер  (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN.
Перехват  управляется  через  AWE  Control  Panel  -> Device ->  Allow
MPU-401 Emulation.  Этот пункт относится  только к выводу в MPU-401 из
DOS-сеансов,  и  никак не  влияет  на  вывод  стандартными  средствами
Windows.

----------------------------------------------------------------------

 - Как управлять синтезом в EMU8000 по MIDI?

Для этого служат NRPN (Non Registered Parameter Number -
незарегистрированные номера параметров), передаваемые по MIDI при
помощи контроллеров 99, 98, 6 и 38:

99 (NRPN MSB) - 127
98 (NRPN LSB) - номер параметра
 6 (Data Entry MSB) - старшая часть значения параметра
38 (Data Entry LSB) - младшая часть значения параметра

Значение параметра может быть в пределах от -8192 до 8191; старшая и
младшая части вычисляются следующим образом:

        MSB = (V + 8192) / 128 (целое частное)
        LSB = (V + 8192) % 128 (целый остаток)
   
Иначе говоря, старшая и младшая части представляют собой семь старших
и семь младших разрядов значения, увеличенного на 8192. Для значений в
диапазоне 0..127 старшая часть равна 64, а младшая - самому значению.

При изменении значения параметра достаточно передать только те
контроллеры, значения которых отличаются от предыдущей посылки.
Например, для начальной установки параметра 8 нужно передать все
четыре контроллера; для его последующего изменения достаточно
передавать только контроллер 38, пока не потребуется изменить другой
параметр. Контроллер 99 достаточно передать один раз в начале работы.

Параметры делятся на установочные и управляющие. Установочные
действуют только на ноты, взятые после установки параметра, а
управляющие - и на звучащие ноты. Управляющие параметры называются
также параметрами реального времени.

Ниже для каждого из параметров приведены его смысл, тип, диапазон и
единица изменения параметра.


Параметр 0 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO1,
установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).


Параметр 1 - частота LFO1, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).


Параметр 2 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO2,
установочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).


Параметр 3 - частота LFO2, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).


Параметр 4 - длительность стадии Delay Env1, установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).


Параметр 5 - длительность стадии Attack Env1, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).


Параметр 6 - длительность стадии Hold Env1, установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).


Параметр 7 - длительность стадии Decay Env1, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).


Параметр 8 - уровень Sustain Env1, установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.


Параметр 9 - длительность стадии Release Env1, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).


Параметр 10 - длительность стадии Delay Env2, установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).


Параметр 11 - длительность стадии Attack Env2, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).


Параметр 12 - длительность стадии Hold Env2, установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).


Параметр 13 - длительность стадии Decay Env2, установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).


Параметр 14 - уровень Sustain Env2, установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.


Параметр 15 - длительность стадии Release Env2, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).


Параметр 16 - смещение по высоте, управляющий. Диапазон - -8192..8191,
единица - 1 цент.


Параметр 17 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте LFO.


Параметр 18 - коэффициент воздействия LFO2 на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте LFO.


Параметр 19 - коэффициент воздействия Env1 на частоту, установочный.
Диапазон - -127..127, Единица - 9.375 цента. Знак показывает
направление изменения частоты при старте Env.


Параметр 20 - коэффициент воздействия LFO1 на амплитуду, управляющий.
Диапазон - 0..127, единица - 0.1875 дБ. Значения 0..63 вызывают
положительную модуляцию (рост амплитуды с момента старта LFO), с
максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрицательную, с
максимальной глубиной при 64.


Параметр 21 - частота среза фильтра, управляющий. Диапазон - 0..127,
единица - 62 Гц (100..8000 Гц).


Параметр 22 - коэффициент резонанса фильтра, установочный. Диапазон -
0..127, три младших разряда не используются. Коэффициент задается
четырьмя старшими разрядами, из таблицы:

 N     НЧ    НЧР    ВЧ    ВЧР     КО

 0     92     5    Нет     0     -0.0
 1     93     6    8.5    0.5    -0.5
 2     94     8    8.3     1     -1.2
 3     95    10    8.2     2     -1.8
 4     96    11    8.1     3     -2.5
 5     97    13    8.0     4     -3.3
 6     98    14    7.9     5     -4.1
 7     99    16    7.8     6     -5.5
 8    100    17    7.7     7     -6.0
 9    100    19    7.5     9     -6.6
10    100    20    7.4    10     -7.2
11    100    22    7.3    11     -7.9
12    100    23    7.2    13     -8.5
13    100    25    7.1    15     -9.3
14    100    26    7.1    16    -10.1
15    100    28    7.0    18    -11.0

НЧ, ВЧ - нижняя и верхняя частоты "колокола", Гц; НЧР, ВЧР - глубина
резонанса на нижней и верхней частоте, дБ; КО - коэффициент ослабления
постоянной составляющей, дБ.


Параметр 23 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту среза фильтра,
управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 56.25 цента. Значения 0..63
вызывают положительную модуляцию (рост частоты среза с момента старта
LFO), с максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 -
отрицательную, с максимальной глубиной при 64.


Параметр 24 - коэффициент воздействия Env1 на частоту среза фильтра,
установочный. Диапазон - -127..127, единица - 56.25 цента. Знак
определяет направление изменения частоты среза.


Параметр  25  -  глубина  хорового эффекта, установочный.  Диапазон  -
0..255.


Параметр 26 - глубина реверберации, установочный. Диапазон - 0..255.


При работе с банками SoundFont 2 некоторые из этих параметров могут не
поддерживаться.


Тип эффектов reverb/chorus устанавливается при помощи SysEx:

  Reverb - F0 41 10 42 12 40 01 30 nn 00 F7

0 - Room 1
1 - Room 2
2 - Room 3
3 - Hall 1
4 - Hall 2 (стандартный)
5 - Plate
6 - Delay
7 - Panning delay

  Chorus - F0 41 10 42 12 40 01 38 nn 00 F7

0 - Chorus 1
1 - Chorus 2
2 - Chorus 3 (стандартный)
3 - Chorus 4
4 - Feedback delay
5 - Flanger
6 - Short delay
7 - Short delay & feedback

----------------------------------------------------------------------

 - Можно ли получить в EMU8000 другие типы эффектов?

В EMU8000 реализован микропрограммный эффект-процессор с загружаемой
извне микропрограммой, официальной документации на которую нет.
Отдельные поля программы управляют работой цифрового эквалайзера
EMU8000, однако подъем/ослабление по НЧ и ВЧ зависимы друг от друга и
не могут регулироваться раздельно. Эмпирическим путем можно подобрать
новые режимы работы эффект-процессора (программы AWEFX, AWE Piano).

----------------------------------------------------------------------

 - На что действуют эффекты EMU8000?

Только на звук, синтезируемый в нем самом - обычно по MIDI-сообщениям.
В AWE32 два голоса EMU8000 были зарезервированы для регенерации его
ОЗУ и попутно вводили в EMU8000 сигналы левого и правого каналов
FM-синтезатора, на которые можно было накладывать эффекты. В SB 32 и
AWE64 регенерация делается независимо, и все 32 канала работают только
на синтез музыкальных звуков.

----------------------------------------------------------------------

 - Какова реализация MIDI в драйвере AWE?

Драйвер AWE работает в Mode 3 (Omni off, Poly). Каналы 1..9 и 11..16 -
мелодические. 10 - ударный, изменение раскладки возможно только
загрузкой банков. Поддерживаются сообщения:

Note On/Note Off (нулевое значение Velocity в Note  On аналогично Note
Off);

Channel Aftertouch (управление глубиной частотной модуляции от LFO1),
Key Aftertouch не поддерживается.

Pitch Bend, Program Change.

Контроллеры (значения по умолчанию):

  0, 32 - смена банка (0, 0)
  1 - глубина частотной модуляции от LFO1 (0)
  6, 38 - ввод данных для RPN/NRPN (0, 0)
  7 - общая громкость в канале (100)
  10 - панорама (в некоторых версиях драйвера - статическая) (64)
  11 - выразительность (множитель к общей громкости) (127)
  64 - педаль Sustain (0)
  91 - глубина реверберации (0)
  93 - глубина хорового эффекта (0)
  98 - младший байт NRPN (0)
  99 - старший байт NRPN (0)
 100 - младший байт RPN (0)
 101 - старший байт RPN (0)
 120 - сброс всех звуков канала
 121 - сброс всех контроллеров канала (вместе с RPN/NRPN)
 123 - сброс всех нот канала


Поддерживается также RPN 0 - чувствительность к сообщениям Pitch Bend:

101 (RPN MSB) = 0
100 (RPN LSB) = 0
  6 (Data Entry MSB) = максимальное смещение в полутонах
 38 (Data Entry LSB) = 0

----------------------------------------------------------------------

 - Можно ли использовать EMU8000 для проигрывания модулей?

Многие современные проигрыватели модулей используют EMU8000, если на
карте установлено достаточное количество памяти - например, Cubic
Player 1.6 и выше, Omega Player, AMP, AWEMP, AWEMod, AWEPlay; они
позволяют также использовать эффект-процессор EMU8000. Однако все эти
проигрыватели непосредственно загружают самплы в ОЗУ синтезатора, не
делая предобработки эквалайзером, поэтому при проигрывании цифровой
эквалайзер EMU значительно поднимает частоты 3..4 кГц и звучание
заметно искажается.

----------------------------------------------------------------------

 - Я поставил драйверы - почему у меня нет AWE Control Panel?

Стандартный набор для AWE в Win95 содержит только сами драйверы и DLL
поддержки; AWE Control Panel, Creative Mixer и прочее обеспечение
устанавливается отдельно и обычно поставляется в комплекте
Retail-упаковок. С OEM-упаковками может поставляться ограниченный
набор программ, либо только драйверы.

----------------------------------------------------------------------

 - Как регулировать Output Gain и т.п. под Win95?

Эти параметры регулируются только в Creative Mixer, и находятся в
системном меню его окна, вызываемом щелчком левой кнопки на иконке
окна. Если окно отображено без заголовка - системное меню вызывается
щелчком правой кнопки на любом месте окна микшера, свободном от
органов управления.

Регулировка тембров и Input/Output Gain доступна только картах на мик-
росхемах CT1745 и CT2502.

----------------------------------------------------------------------

 - Можно ли запустить WaveSynth на AWE32 или SB 32?

Сравнительно просто это можно сделать только на PnP-картах - для этого
нужно после установки комплекта обеспечения от  AWE64 вручную заменить
в Win95 драйверы "Creative Sound Blaster 16 Plug and Play" и "Creative
Advanced Wave Effect Synthesis" на такие же, но "AWE64 ... (SB16/AWE32
Compatible), разрешив  отображение  полного  списка устройств и выбрав
последние из списка под  маркой  "Creative". WS/WG рассчитан на работу
именно с  этими драйверами (по  PnP-коду модели и названию в Registry,
поскольку в любом случае используется один и тот же файл драйвера).

Для не-PnP карт проще установить специальную  версию WS/WG, рассчитан-
ную на пользователей карт прежних выпусков.

----------------------------------------------------------------------

 - Как отключить IDE-контроллер на PnP-карте?

Только путем перепрошивки EEPROM 93c66, в  котором хранится PnP-конфи-
гурация карты.  Сделать это можно  при помощи пакета SB2AWE Юрия Вели-
ченко (2:4600/103)  и  Алексея  Самсонова  (2:4600/103.333), в котором
приведены примеры прошивок от AWE64 (метод  требует отпайки микросхемы
EEPROM).  После  перепрошивки карта будет опознаваться как AWE64,  что
позволит также напрямую установить WS/WG.

----------------------------------------------------------------------

 - Где найти информацию по AWE?

Базовая информация по картам Creative приведена в Sound Card FAQ (рас-
пространяется в файле SNDHWFAQ.TXT, входящем в пакет emtcFAQS). Струк-
тура и функционирование MIDI описано в MIDIDESC.TXT.

Собственный сайт  Creative  Labs - [ftp/www].creaf.com. В подкаталогах
drivers и patches каталога /pub/creative  можно  найти  свежие  версии
драйверов (в частности - SBW95UP).

Любительские сайты поддержки AWE проще  всего  найти  через  поисковые
серверы (в первую  очередь - Alta  Vista) по ключевым  словам  "AWE*",
"Home*" и т.п.

Первичное описание EMU8000  содержится  в пакете ADIP (AWE Developer's
Information Pack)  версий 3.01 и выше. Также в  этом пакете описан ин-
терфейс AWE Manager и примеры программ, работающих с ним:

ftp://ftp.cle.creaf.com/pub/creative/devinfo/adip.exe


Пример программирования  AWE  -  проигрыватель трекерных модулей Omega
Player, распространяемый с исходными текстами:

ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/players/omega060.zip


Прочие страницы, посвященные AWE:

EMU8000 Coding Secrets
  http://frodo.hiof.no/~gislemm/tom/secrets.html

MAZ AWE32/64 Page
  http://www.maz-sound.com/awe.html


Документация на SoundFont доступна на
  ftp.creaf.com/emu/

----------------------------------------------------------------------

Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации,  замечания и со-
веты для этого FAQ.

Текст  FAQ   в   альтернативной   кодировке   доступен   для  FReq  на
2:5000/14@FidoNet  по  имени AWEFAQ, текст FAQ по  звуковым  картам  -
SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на  русском  языке  в этой же
кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет FAQ и описаний доступен на
ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emtcfaqs.zip и  через страницу FAQ
на  http://spider.nrcde.ru.  Пакет  распространяется  также  по   FIDO
fileecho XHRDDOCS.



<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>

 Добавить комментарий
Имя:
E-Mail:
Заголовок:
Текст:




Спонсоры:
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2021 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру