The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Выпуск композитного сервера Weston 12.0

18.05.2023 11:37

После восьми месяцев разработки опубликован стабильный релиз композитного сервера Weston 12.0, развивающего технологии, содействующие появлению полноценной поддержки протокола Wayland в Enlightenment, GNOME, KDE и других пользовательских окружениях. Разработка Weston нацелена на предоставление высококачественной кодовой базы и рабочих примеров для использования Wayland в десктоп-окружениях и встраиваемых решениях, таких как платформы для автомобильных информационно-развлекательных систем, смартфонов, телевизоров и прочих потребительских устройств. Код проекта распространяется под лицензией MIT.

Смена значительного номера версии Weston обусловлена изменениями ABI, нарушающими совместимость. Изменения в новой ветке Weston:

  • Добавлен бэкенд для организации удалённого доступа к рабочему столу - backed-vnc, выполняющий функции, сходные с backend-rpd. Протокол VNC реализован при помощи aml и neatvnc. Поддерживается аутентификация пользователя и шифрование канала связи (TLS).
  • Добавлен бэкенд для работы с мультимедийным сервером PipeWire.
  • Изменения в бэкенде DRM (Direct Rendering Manager):
    • Реализована поддержка конфигураций с несколькими GPU. Для задействования дополнительных GPU предложена опция "--additional-devices список_устройств_вывода".
    • Добавлена поддержка протокола tearing-control для отключения вертикальной синхронизации (VSync) с кадровым гасящим импульсом, применяемой для защиты от появления разрывов при выводе (tearing). В игровых программах отключение VSync позволяет сократить задержки ври выводе на экран, ценой появления артефактов из-за разрывов.
    • Добавлена поддержка определения типов содержимого для HDMI (графика, фотографии, кино и игры).
    • Добавлено и когда это возможно задействовано свойство поворота плоскости.
    • Добавлена поддержка отложенных коннекторов (writeback connector), применяемых для создания скриншотов.
    • Добавлено свойство для определения уровня прозрачности плоскости.
    • Для разбора метаданных EDID задействована внешняя библиотека libdisplay-info.
  • В backend-wayland реализованы операции изменения размера, используя расширение xdg-shell.
  • В бэкенде удалённого доступа backend-rdp добавлена предварительная поддержка многомониторных систем (multi-head).
  • В бэкенде backend-headless, предназначенном для работы на системах без дисплея, добавлена поддержка декорации вывода, применяемой для тестирования плагина color-lcms.
  • Объявлен устаревшим и отключён по умолчанию компонент launcher-logind, вместо которого рекомендуется использовать launcher-libseat, также поддерживающий logind.
  • В libweston/desktop (libweston-desktop) реализована поддержка состояния ожидания, применяемого на стадии до прикрепления к клиенту буфера вывода, что может использоваться, например, для организации запуска клиента с самого начала в полноэкранном режиме.
  • Реализован протокол weston-output-capture, предназначенный для создания скриншотов и выступающий более функциональной заменой старого протокола weston-screenshooter.
  • Добавлена поддержка протокола xwayland_shell_v1, позволяющего создать объект xwayland_surface_v1 для определённой поверхности wl_surface.
  • В библиотеке libweston реализована поддержка аутентификации пользователей через PAM и добавлена поддержка 4 версии программного интерфейса wl_output.
  • В процесс compositor добавлен упрощённый режим выбора бэкенда, оболочки и отрисовщика, позволяющий использовать синтаксис "--backend=headless", "--shell=foo" и "--renderer=gl|pixman" вместо "--backend=headless-backend.so", "--shell=foo-shell.so" и "--renderer=gl-renderer.so".
  • В клиенте simple-egl появилась поддержка протокола fractional-scale, позволяющего использовать нецелые значения масштаба, и реализован режим вертикальной отрисовки панели.
  • В оболочке для автомобильных информационно-развлекательных систем ivi-shell реализована активация фокуса ввода с клавиатуры для поверхности xdg-shell, реализованная по аналогии с активацией ввода в оболочках desktop-shell и kiosk-shell.
  • Разделяемая библиотека libweston-desktop интегрирована в библиотеку libweston, связывание приложений с libweston позволит получить доступ ко всем функциям, ранее предоставляемым в libweston-desktop.


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Выпуск композитного сервера Weston 11.0
  3. OpenNews: Состояние поддержки Wayland в драйверах NVIDIA
  4. OpenNews: Wayland использует менее 10% Linux-пользователей Firefox
  5. OpenNews: Доступен Wayland 1.22
  6. OpenNews: wayward - пользовательская оболочка на основе композитного сервера Weston
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/59152-wayland
Ключевые слова: wayland, weston
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (75) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Zenitur (ok), 12:01, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    Хорошая штука. На мобилках - самое то.

    Помню, когда впервые стал обладателем Raspberry Pi. У которого мобильный GPU обладал достаточно высокой производительностью. Который рисует 3D-графику поверх десктопа в отдельный слой (оверлей). Как в своё время это делала Voodoo. Сам же десктоп отрисовывается традиционно, то есть на CPU.

    Как же мне тогда хотелось, чтобы вообще всё стало рисоваться через OpenGL ES... Вот там бы Wayland был бы действительно в тему.

     
     
  • 2.3, Zenitur (ok), 12:13, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вообще, у меня есть ощущение, что Wayland создавался именно для мобилок... На iOS и Android есть свой графический сервер. На MeeGo же использовался традиционный X.org + GTK2. Наверняка "иксы" на MeeGo собирались заменить на Wayland+GTK3.

    Помните проблему раннего Wayland на десктопе? Тот факт, что "рамочки для окна должно отрисовывать само приложение"? Это говорит о том, что несколько окон на экране, скорее всего, не планировалось. И то, что изначально он работал через GLES2+EGL. То есть, Wayland изначально создавался для смартфонов.

    Вот только убийство нокии майкрософтом положило этому плану конец.

     
     
  • 3.6, Аноним (6), 12:29, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Тогда почему вейленд придумала шляпа, а не Нокия? А перспективно широкий спектр устройств для отображения заявлялся с самого начала появления вяленого.
     
     
  • 4.9, Аноним (9), 12:35, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    разве может шляпа априори предложить что-то хорошее?..
     
     
  • 5.14, Аноним (6), 12:53, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    100% не может. Но они и сами это знают. И даже не пытаются предложить что-то хорошее. У них совсем другие цели.
     
  • 3.10, Аноним (-), 12:40, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    >Вообще, у меня есть ощущение, что Wayland создавался именно для мобилок...

    У тебя ошибочное ощущение. Протокол Wayland создавался именно для Desktop, в качестве замены переусложнённого X.org.

    >Помните проблему раннего Wayland на десктопе? Тот факт, что "рамочки для окна должно отрисовывать само приложение"? Это говорит о том, что несколько окон на экране, скорее всего, не планировалось. И то, что изначально он работал через GLES2+EGL. То есть, Wayland изначально создавался для смартфонов.

    Wayland не создавали для Embedded Systems. Просто так получилось, что сам протокол - прост, а его реализации - легковесны. Касаемо "рамочек", это не "проблема раннего Wayland", так задумывалось изначально.

     
     
  • 4.15, Аноним (15), 12:54, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > Касаемо "рамочек", это не "проблема раннего Wayland", так задумывалось изначально.

    просто гномеры долго упирались что нужен только CSD, потом их продавили разработчики других проектов и года 4 назад появился протокол позволяющий договориться клиентам и серверу кто будет декорировать окна

    https://cgit.freedesktop.org/wayland/wayland-protocols/tree/unstable/xdg-decor

     
  • 4.23, Аноним (23), 18:09, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Влажные фантазии Wayland предложил только быстрый метод композитной отрисовки... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 5.51, Аноним (-), 07:56, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >Но для замены полноценной десктопной DE одной такой фичи маловато.

    Цель Wayland не создание "полноценной десктопной DE", также Wayland не является Window Manager.

    >Портирование вели очень долго и вовсе не потому, что wayland не мог окно нарисовать ;) он то как раз мог, но этого мало...

    Протокол Wayland давно готов - лет 7 уж точно. Проблема в разработчиках приложений, WM и DE. Когда твоё сообщение читаем создаётся впечатление того, что виноват Wayland. Ты неправильно расставил акценты.

     
     
  • 6.57, Аноним (57), 09:27, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> Wayland создавался именно для Desktop, в качестве замены переусложнённого X.org.
    > Цель Wayland не создание "полноценной десктопной DE"

    Я боюсь спросить... А какая цель замены X.org, если не для создания нормального DE?

     
     
  • 7.60, Аноним (-), 10:12, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Изначально перед проектировщиками Wayland не стояла задача "создания нормального DE". "Нормальное DE" должны создавать разработчики KDE, GNOME, Enlightenment, XFCE и т.д.
     
     
  • 8.62, Аноним (57), 10:58, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Т е в итоге ты подтвердил все мои тезисы Wayland не смог предложить полноценно... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.64, soarin (ok), 11:51, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да как бэ KDE 6 бомбанёт и на тебе Wayland https www phoronix com news Plasma-... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.69, ТретийГлазЛинуса (?), 17:36, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Когда выйдет убийца Gnome KDE 6 ... текст свёрнут, показать
     
  • 9.66, Срыватель покровов (?), 14:55, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Гномном не пользуйся, счастливей будешь ... текст свёрнут, показать
     
  • 4.68, ТретийГлазЛинуса (?), 17:35, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >У тебя ошибочное ощущение. Протокол Wayland создавался именно для Desktop, в качестве замены переусложнённого X.org.

    Wayland и компания уже не так просты, а через некоторое время по сложности, запутанности и количеству граблей смогут дать фору X.org.

     

  • 1.4, Аноним (4), 12:13, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Как уменьшить ghosting эффект на ips матрице настройками оконного менеджера? Из-за этого чёртового композитинга теперь всё мыльное в движении. Без него ghosting был гораздо слабее.
     
     
  • 2.5, Аноним (5), 12:25, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Эффект привидения это как?
     
     
  • 3.8, Аноним (4), 12:32, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    https://www.youtube.com/watch?v=MwfMtfBB07w
     
  • 2.7, Аноним (9), 12:32, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    > Как уменьшить ghosting эффект на ips матрице настройками оконного менеджера?

    вернутся на X11 и просить прощения у Xorg

     
  • 2.19, Аноним (19), 15:14, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Тут два варианта, под вайландом у вас выставленна другая частота обновления с меньшим количеством герц чем была в иксах, либо вы пересели на вайланд и начали вглядываться в изменения и заметили то что у вас и так было, но вы не обращали на это внимание. Вообще ips матрица сама по себе тормознутая, особенно в дешёвых моделях.
     
  • 2.24, Аноним (23), 18:12, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Сделай высококонтрастную тему. Black->white обновляется быстрее, чем gray-to-gray. И ещё посмотри может лучше тёмная или светлая тема.
     
     
  • 3.26, Аноним (4), 18:50, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Но глаза ведь вытекут? Мне бы для киношки, так то не видно. Отключаешь композитинг и получше становится. Mpv даже вроде сам это делает в кедах. Очень назойливо когда всё размыто.
     
     
  • 4.28, Аноним (23), 19:22, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > для киношки, так то не видно. Отключаешь композитинг и получше становится.
    > ...всё размыто.

    По описанию это какой-то blur, или banding. Крути качество интерполяции (у mpv --scale=), пощёлкай аппаратное декодирование (--hwdec=), или другой способ видеовывода попробуй (--vo=).

    Ещё в nvidia-settings может помочь качество фильтрации текстур, или настройки аппаратного декодирования, или отключить FX-antialiasing.

     
  • 2.27, Аноним (27), 19:18, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вы не из тех, у кого при смене звукового API упругие басы появляются?
     
     
  • 3.30, Аноним (4), 19:29, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Естественно, из тех, у меня ladspa-плагины и басы работают только в alsa и в OSS их нет (пойди ещё заведи сегодня, да и софт должен с OSS работать как-то). Есть 20 летний саундбластер, алса драйвер немного плоховат и с OSS звук действительно лучше в целом на той карточке.
     
     
  • 4.53, Аноним (27), 09:03, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну тогда и гостингу удивляться не стоит, конечно.
     
     
  • 5.55, Аноним (4), 09:14, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Ну тогда и гостингу удивляться не стоит, конечно.

    Так и не удивляется никто вроде, спрашиваю, что делать. Проблему пердежа низкочастотного канала я решил, а проблему задержки матрицы пока нет. Без композитинга в иксах переход более резкий и не создаёт такого ощущения мыла.

     
     
  • 6.70, Аноним (27), 19:15, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я не про пердёж, а про якобы изменение АЧХ и прочего. Так же и гостинг — от софта он зависит чуть менее. чем никак.
     
     
  • 7.74, Аноним (4), 09:38, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Изменяется, там с кварцем, ресамплером, и аппаратными блоками приколы. А насчёт гостинга всё же видно разницу с композитингом.
     
  • 4.72, AleksK (ok), 07:39, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Монитор тоже похоже 20 летней давности. На бюджетной матрице моего асуса никакого гостинга.
     
     
  • 5.73, Аноним (4), 09:35, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну как бы и чё, да? Цветопередача относительно норм, динамическая контрастность ок (чего нет у дешёвого хлама), подсветка не барахлит, мёртвых пикселей нет, размер устраивает. Большее просить было бы странно. Кстати, ты, похоже, просто слепой. Но теперь ответь, пожалуйста, насколько всё плохо на твоей "бюджетной" матрице, вот та часть которая меня беспокоит это 26 секунда, самое начало уже видно шлейф (только в фулскрине открывай, эпилептикам не советую переходить) https://www.youtube.com/watch?v=UkC31G5GvXc
     
     
  • 6.75, Аноним (4), 09:50, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Бтв, на 24 фпс намного более раздражающие шлейфы, но я не нашёл подходящего теста в ютубе. Вот же совпадение, киношки то 24 фпс!
     
  • 6.76, AleksK (ok), 11:36, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это тест на эпилепсию? Что он делает кроме того что выжигает зрение нафиг?
     
     
  • 7.78, Аноним (4), 11:54, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Демонстрирует проблемы матрицы. Но тут шлейфы не такие жёсткие, как киношках, видимо, действительно из-за того, что не 24 фпс.
     
  • 2.59, Аноним (57), 09:59, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Судя по описанию ghosting - это ложно сработавший ictv (устранение черезстрочности методом inverse telecine 30i->24p fps) в аппаратном декодере nvidia. А артефакты которые ты видишь - interlacing (только наоборот).

    Наблюдал такое на роликах с ютюба и на рипах (уже прогрессивных) с торрентов. Было под виндой, снял галочку в настройках аппаратного декодера nvidia и всё стало нормально. Аппаратное ускорение работало, но без deinterlacing (галочку нужно будет включить назад, если захочешь посмотреть DVD).

     

  • 1.11, Аноним (11), 12:49, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Всё это замечательно, но создаётся впечателние, что опять в архитектуру никто не хочет или ленится? Появился вроде простой протокол, и обрастает, обрастает... Иксы тоже "обрастали".
     
     
  • 2.13, Аноним (9), 12:51, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +7 +/
    думаю, на иксах может спокойно сидеть до конца 21 века, а там видно будет
     
     
  • 3.16, Аноним (6), 12:55, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Там уже и иксы нейросетью перепишут. Тогда заживём.
     

  • 1.17, mos87 (ok), 12:55, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    срочно надо делать Х12
     
     
  • 2.20, 1 (??), 16:53, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Это мечта последних 20 лет ...
    Но в институтах стали преподавать питон вместо с, и AI вместо построения сложных систем.
     
  • 2.22, Капитан Очевидность (?), 18:00, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    А это он и есть

    Если ты почитаешь рассылку времен появления Wayland, то обнаружишь, что создавали его основные разрабы Xorg, что изначально предлагалось назвать его X12, но потом отказались, что бы не казалось, что тащится 100 тысяч тонн легаси

    Wayland писали и пишут те же, кто писал Xorg и, частично, даже теми, кто писал сначала XFree86
    Местные смузифобы этого не знают и выдумывают каких-то хипстеров со смузи, а в реальности это все те, кто писал иксы и понимал, что их пора выбрасывать, что невозможно тащить все это бесполезное легаси

     
     
  • 3.25, Аноним (25), 18:12, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не знаю кто там и что писал, но похоже, что эти люди заболели и перестали быть собой.
    Ибо не понимаю как обьяснить ситуацию, когда сначала отсутствие фич схожих с иксами выставляют как достоинство и кричат ненужно, а потом в обход архитектуры мотают скотчем все те же фичи.
     
     
  • 4.31, Аноним (19), 19:35, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вот только в отличие от иксов фичи добавляют с оглядкой на безопасность, для всего требуются разрешения, собственно почему и создали вайланд, архитектура иксов не позволяла этого реализовать безопасно и проще было написать заново чем ковырять иксы.
     
     
  • 5.35, Аноним (23), 21:27, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > для всего требуются разрешения

    И какой протокол разрешения проверяет и в каком композиторе? Чет пока не видел таких...

     
     
  • 6.41, Аноним (19), 22:58, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Например, нужен захват экрана, тут как раз и нужны порталы, через них и осуществляется контроль рразрешений на захват экрана, без порталов вайланд по умолчанию отклоняет любые попытки захвата экрана.
     
     
  • 7.71, Анонгим (?), 20:47, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Про порталы я в курсе, но когда последний раз смотрел (года 2 назад) - они кажется на уровне pipewire (или flatpak) работали. В том же sway cli-утилиты скриншотили всё подряд без запросов.
    Хорошо, если, перешли на порталы.
     
  • 5.65, maximnik0 (?), 11:56, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > не позволяла этого реализовать безопасно и проще было написать заново чем
    > ковырять иксы.

    На тот момент безопасность реализовывалась достаточно просто- у иксов был свой менеджер памяти!!! И использовались фичи майфреймов - не забывайте что разработчики не думали об том что клиент и сервер будет на одной машине.А так ролевые модели безопасности можно  встроить в X  .Но конечно скорость падала и здорово.В солрисе и альте выпускали защищеные варианты X ,не прежились .....

     
  • 4.38, Анонимусс (?), 21:57, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Люди не заболели. Просто им надоело годами тянуть этот кусок, слепленный из него самого и палок, с кучей легаси кодов, которые уже никто не помнит зачем были нужны.

    Они сами не видят будущего у иксов, потому что как никто другой знают насколько тяжело его исправлять, или не дай бог расширять. Знают фундаментальные ограничения в "архитектуре" (потому что называть ЭТО архитектурой...) исков и понимают что им никогда бы не дали это поменять потому что "обратннаяяя савместимость!!!1"

    В каждом вейландосраче предлагаю чтобы все спецы опеннета - а всем известно, что только тут обитают настоящие сишники - собрались вместе и запилили X12! Ну или хотя бы спасли кловер от ржавления.
    Но они сильно заняты накидыванием в темах про cve в кодах, написанных на дыряшке((

     
     
  • 5.39, Аноним (23), 22:27, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > в "архитектуре" (потому что называть ЭТО архитектурой...) исков

    Эта архитектура пережила несколько революций в графическом стеке и до сих пор актуальна (появление аппаратно ускоренной 3D-графики, повяление векторных шрифтов, композитный режим, PRIME offloading). С архитектурой у иксов всё збс, сделано на века.

    P.S. Как говорил один из разработчиков X11 (Кит Пакард на одной из XDC, пишу по памяти): "X11 - это графическая система. Не столько ГРАФИЧЕСКАЯ, сколько СИСТЕМА. Когда мы её проектировали - о компьютерной графике ещё никто ничего не знал. А вот опыт проектирования СИСТЕМ был у всех, поэтому на системе мы и сосредоточились."

     
     
  • 6.43, Анонин (?), 23:23, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > сделано на века

    Сделано что? Каменный топор и сортир-а-ля-дырка-в-полу тоже на века)))
    Иксы же дубовые, их пришлось обмазывать экстеншенами практически с момента создания.

    Графоний в линуксе всегда вызывала смех. А про аппаратное ускорение вообще мог бы не вспоминать...
    Когда заявили что оно появилось? И почему до сих пор с ним куча проблем?
    А что на счет многомониторных конфигураций? Разного dpi? Разных частот мониторов? Сколько лет ушло у прексрасных иксов чтобы оно хоть как-то заработало?

    > повяление векторных шрифтов

    зачетная очепятка, оценил)

     
     
  • 7.44, Аноним (23), 00:15, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    В 92-94-м году оно было как минимум у silicon graphics Вариант с direct rende... большой текст свёрнут, показать
     
  • 7.45, Аноним (23), 00:34, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > А что на счет многомониторных конфигураций?

    не, наврал... там же не ServerLayout, а Xinerama нужна была.

    Из википедии
    > Первоначально разработано компанией DEC (под названием PanoramiX — ПанорамИкс), переданная The Open Group для включения в состав релиза X11 версии 6.4 (X11R6.4), тогда же переименована в Xinerama. После этого включена также в релиз XFree86 версии 4.0, а также операционной системы Solaris 7 релиз 11/99.

    X116.4 - это 98-й год.

     
  • 7.56, maximnik0 (?), 09:16, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >А что на счет многомониторных конфигураций? Разного dpi? Разных частот мониторов? Сколько лет ушло у прексрасных иксов чтобы оно хоть как-то заработало?

    Некаких проблем с этим не было,кроме 2х мониторов на одной карточке.Частенько производители жмотились и Ramdac и кварц был один, приходилось выставлять по нижней частоте ....Не верете-для 486 и пентиумов был проект Горыныч,3 монитора на 1 корпус.
    Вы забываете одну вещь-серверов X можно было запустить несколько штук и посредством виртуального сервера и виртуальных столов объединить сеанс !!! ,в xfee4 к сожалению эту фичу порезали.Но конфигурация файла была нетривиальная,это да ,это не отнять.

     
     
  • 8.58, Аноним (57), 09:51, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это делал dmx distributed multihead , утилита Xdmx Его выкинули, новость недав... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.63, maximnik0 (?), 11:38, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я отпечатался с телефона -Xfree 4 теперь X org То чинили,то ломали эту штуку ... текст свёрнут, показать
     
  • 6.47, iPony129412 (?), 04:21, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Эта архитектура пережила несколько революций в графическом стеке и до сих пор актуальна... Как говорил один из разработчиков X11 (Кит Пакард на одной из XDC, пишу по памяти): "X11 - это графическая система. Не столько ГРАФИЧЕСКАЯ, сколько СИСТЕМА. Когда мы её проектировали - о компьютерной графике ещё никто ничего не знал. А вот опыт проектирования СИСТЕМ был у всех, поэтому на системе мы и сосредоточились."

    Это да, Так-то по итогу неплохой проект был, но всему есть предел. И всё нельзя предусмотреть на десятилетия вперёд.

    > до сих пор актуальна

    Уже нет, на свалку.

     
  • 3.54, Аноним (6), 09:08, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Те же люди может и писали иксорг, но вейленд это протокол, а не сервер. И в этом все проблемы вейленда. Написать протокол может даже комиссия где нет ни одного программиста.
     
  • 2.33, Аноним (33), 21:01, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Ещё до wayland придумали Y Window System https://www.y-windows.org/about.html и там, кстати, сетевая прозрачность есть!!!
     
     
  • 3.40, Аноним (40), 22:30, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Пока не найдут способ побороть зоопарк, Линукс на десктопе так и будет мемом. Пёттеринг был прав.
     

  • 1.18, Аноним (18), 14:31, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    Смузихлёбы: «Иксы это сложна, там сетевая прозрачность есть ненужная, надо сделать новый упрощенный протокол».
    Те же смузихлебы через 15 лет:
    > Добавлен бэкенд для организации удалённого доступа к рабочему столу - backed-vnc
     
     
  • 2.21, 1 (??), 16:54, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    В X-Server сетевая прозрачность означает нечто другое.
     
  • 2.29, Аноним (19), 19:23, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ты вообще понимаешь что такое сетевая прозрачность?
     
  • 2.34, Аноним (33), 21:03, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    У Y Window System https://www.y-windows.org/about.html была сетевая прозрачность ещё в 2004 года, когда wayland'а ещё в проекте не было!
     
     
  • 3.37, Анонин (?), 21:49, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну и где твой Y Windows сейчас?) Примерно там же где скоро будут иксы.
    Внезапно оказалось что сетевая прозрачность нужна полуторам землекопам, а обычным юзерам нужно чтобы просто работало нормально, а не "УМВР, покопайся в конфигах"
     
     
  • 4.46, Вася (??), 04:05, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    я очень долго пользовался сетевой прозрачностью на винде, имея линуксовую виртуалку на домашнем микросервере.
    Годами буквально оно давало мне крайне удобную рабочую удаленку, bash, терминал со вкладами, контейнеризованое место, где могли лежать алиасы командной строки, ключи, проги, и не лишать меня возможности пользоваться плюсами винды. И бекапилось это хозяйство очень удобно.
    сейчас, конечно, надобность в этом отпала, но тогда это был прям WSL еще до того, как этот WSL стал мейнстримом.
    Так что как раз НУЖНО.
     
     
  • 5.48, iPony129412 (?), 04:22, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > сейчас, конечно, надобность в этом отпала

    Ну вот. Выод неправильный в итоге.

     
     
  • 6.52, Аноним (18), 08:53, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Было бы круто запускать х сервер прямо на мониторе, чтобы было 8к 120к/с и при этом не было отвратительных артефактов как от yCbCr 400. Ещё для рабочего окружения в VR в высокой четкости пригодилось бы, поток данных меньше нужен.
     
  • 6.67, Вася (??), 15:10, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> сейчас, конечно, надобность в этом отпала
    > Ну вот. Выод неправильный в итоге.

    ну она отпала не по этой причине (что вывод неправильный), а потому что из-за моего несогласия с MS в вопросах поставки компонентов операционной системы и их отключаемости, а так же неудачными изменениями UX и UI, я ушел на *nix чуть менее чем полностью.

    Т.е. в идеальном мире с LTSB-like дефолтными сборками без bloatware и телеметрии, я бы до сих пор использовал такую схему работы, беря лучшее от двух миров.

    Ах, да, насчет несогласия с MS... слезание с X для меня тоже будет очень похожим процессом. Дело не в том, что "все течет, все меняется", а в том, что я линуксы и люблю за то, что могу собрать себе UX по своему вкусу, инвестировав в это время. И вот пока Wayland мне ничего предложить не может, кроме ненужных мне DE и 3.5 поделий.
    А еще NVIDIA тупит. Ну это ладно, тупить-то она перестанет рано или поздно, но пока этого не произошло, я свой UX, которому уже без года десять лет, ломать не вижу смысла.

     

  • 1.32, Аноним (32), 19:57, 18/05/2023 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    libweston лучше или хуже wlroots?
     
     
  • 2.36, Рустик (?), 21:42, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    По какому критерию? Если по скорости работы - в среднем лучше Xorg: https://www.phoronix.com/review/wayland-nv-amd-2023/2
     
     
  • 3.42, Аноним (19), 23:07, 18/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Игры не показатель скорости работы. Вся соль в том что иксы быстрее только при отсутствии композитинга, с включенным композитингом задержки в иксах выше и вайланд выходит на первое место, так как он разрабатывался под композитинг.
     
  • 2.61, Аноним (-), 10:26, 19/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >libweston лучше или хуже wlroots?

    Мне кажется вопрос поставлен некорректно. Weston - это эталонная реализация Wayland. В самом начале прорграммисты WM не знали как разработать композитор. Тогда разработчики Wayland выпустили проект Weston, как пример правильной реализации работы протокола Wayland. Грубо говоря "смотри как мы делаем и учись".

     
  • 2.77, Аноним (77), 11:49, 20/05/2023 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вчера посмотрел на возможности. В libweston все уныло. А wlroots - это прям X12 народ пилит, очень много всего (в том числе важного и полезного). Но главный вопрос - какие из расширений wlroots попадут в основной wayland (в wayland-protocols), а какие отправятся на свалку истории.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру